Покупательное поведение клиентов вашего будущего магазина определяется растановкой торгового оборудования в зале, и часто зависит от размера вашей торговой площади и ее формы.
Самые популярные планировки: свободный поток, сетка, петля. В этом случае хорошо иметь план помещения с размерами стен, расстояниями между колоннами, оконными и дверными проемами. Все эти размеры нужны для расстановки стеллажей и другого торгового оборудования в помещении.
В зависимости от того размеры ли будут указаны на плане в большей степени зависит максимальное и точное размещение торгового оборудования, что в итоге позволит пропускать максимальный поток покупателей.
Рассмотрим каждый вид планировки подробнее:
1.Сеть
Эта планировка более применима к крупным супермаркетам и продуктовым магазинам. Она гарантирует доступность товара в течение всего магазина. Размещение стеллажей в виде «сетки» обеспечивает прямолинейное передвижение покупателей по торговому залу.
При расстановке стеллажей можно позволить себе некоторые эксперименты. Основными вариантами проектирования торгового зала:
— стеллажи расставляются параллельно короткой стене, при этом длинная стена остается свободной и вдоль нее расставляются холодильное оборудование и витрины; здесь можно сделать акценты на определенный товар и выгодно его презентовать;
— стеллажи расставляются параллельно длинной стене – такой вариант позволит грамотно регулировать покупные потоки, при этом остается достаточно места для другого торгового оборудования;
— стеллажи расставляются по диагонали – этот метод отличается своим нестандартным решением, он более стильный, привлекательный его часто используют на АЗС или в магазинах с небольшим товарным ассортиментом, это обусловлено тем, что при расстановке торгового оборудования неэффективно используется большая часть торговой площади. Но при такой планировке товар выглядит более доступным, что увеличивает покупательскую способность.
При выборе метода «сетки» существует ряд условий:
-самое главное не делать длинную линию стеллажей, монотонность приводит к усталости и недовольству покупателя. Совершайте разрывы, выставляйте акции товаров, меняйте группы товаров, используйте торцевые и приставные стеллажи для расположения продвигаемых товаров или так называемые «товары импульсной покупки». Основную группу продуктов лучше там неразмещать.
— стеллажи должны расставляться правильно по высоте – высокие стеллажи в основном расставляются вдоль стен или границ торговой площади и к центру высота стеллажей уменьшается, это дает возможность увеличить обзорность и доступность товара и не создает эффект тоннеля.
2. Петля
Эту планировку лучше использовать в специализированных магазинах.
При этом покупательский поток следует как бы по кругу, по спирали, через весь торговый зал. Это позволяет обойти все группы товаров, начиная со входа и заканчивая кассой. Большое внимание при таком планировании нужно уделять грамотной выкладке товарных групп.
Недостаток «петли» – крайняя сложность прохода в обратную сторону, так как посетителю придется двигаться навстречу общему потоку покупателей.
3. Свободный поток
Свободный поток подразумевает собой свободную планировку зала – это самый распространенный способ расставноки торговых стеллажей и оборудования в специализированных магазинах и бутиках.
Торговые стеллажи не размещаются в прямые линии, в большей степени под углом – это обеспечивает свободное перемещение покупателей по всему магазину соблазняя товарами на каждом шагу. С помощью такой расстановки можно сделать акценты на определенных товарных группах.